Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

карсавин лев платонович

Энциклопедический словарь

Карса́вин Лев Платонович (1882-1952), религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу. Жил в Берлине, с 1926 в Париже, участвовал в «евразийском движении». Профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-1946). В 1946 арестован и отправлен в воркутинские концлагеря, умер в лагерной больнице в Абези. Труды о религиозной жизни в средневековой Италии, о католичестве, по философии истории, философии личности.

* * *

КАРСАВИН Лев Платонович - КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882-1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна). В 1922 выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Большой энциклопедический словарь

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) - российский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Энциклопедия Кольера

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952), русский философ, историк-медиевист. Родился 1 декабря 1882 в Петербурге. В 1901-1906 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 защитил магистерскую, а в 1916 - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому Средневековью. В 1922 он был избран ректором Петроградского университета. Однако в том же году, вместе с другими деятелями культуры, Карсавин был выслан из страны. В эмиграции (Берлин, затем Париж) Карсавин публикует ряд философских трудов: Философия истории (1923), О началах (1925) и др. В 1928 становится профессором Каунасского университета. В 1949 Карсавин был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. В нечеловеческих лагерных условиях, смертельно больной мыслитель буквально до последних дней продолжал заниматься творчеством, писал религиозно-философские сочинения, создавал шедевры философской поэзии, духовно поддерживал других заключенных. Источники метафизики всеединства Карсавина весьма обширны. Можно говорить о влиянии гностицизма, неоплатонизма, бл. Августина, восточной патристики, Николая Кузанского, А.С.Хомякова и Вл.С.Соловьева. Своеобразие карсавинской метафизики связано с развитыми им принципами методологии исторического исследования. Карсавин-историк решал задачи реконструкции иерархического мира средневековой культуры, обращая особое внимание на внутреннее единство различных ее сфер. Для идентификации "коллективного" в культурно-исторической реальности он ввел понятия "общего фонда" (общего типа сознания) и "среднего человека" - индивида, в сознании которого доминируют основные установки "общего фонда". Само человечество рассматривалось Карсавиным как результат самораскрытия Абсолюта, как богоявление (теофания). Мыслитель делает принцип триединства центральным в своей онтологии и историософии (первоединство - разъединение - восстановление). История в своих онтологических основаниях телеологична: Бог, Абсолют является источником и целью исторического бытия человечества как "всеединого субъекта истории". Человечество и тварный мир в целом представляют несовершенную иерархическую систему. Тем не менее это именно единая система, динамику которой, ее стремление вернуться к божественной полноте, к "обожению" определяет принцип триединства. Внутри человечества-субъекта действуют (индивидуализируются) субъекты низших порядков: культуры, народы, социальные слои и группы и, наконец, конкретные индивиды. Все эти "всеединые" объединения Карсавин именует симфоническими (коллективными) личностями. Все они несовершенны в своем единстве ("стяженное единство") но в то же время органический иерархизм разнообразных исторических сообществ указывает на возможность единства (симфонии) несоизмеримо более высокого порядка. Путь же "единства" механического, лишенного исторической органики и метаисторической цельности, связанный с неизбежной "атомизацией" индивида в рамках индивидуалистической идеологии либо его обезличивания под давлением идеологий тоталитарного типа, неизбежно оказывается тупиковым. Умер Карсавин в Абези (Коми АССР) 20 июля 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Ванеев А.А. Два года в Абези: В память о Льве Платоновиче Карсавине. Брюссель, 1990 Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1992 Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993

Гуманитарный словарь

КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882-1952) - историк-медиевист, религ. философ и поэт. Род. в СПб., в театр. семье (одна из его сестер - знаменитая балерина Тамара Карсавина). В 1906 окончилист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. По окончании ун-та работал в г-зиях, в 1909-10 и 1912-22 преподавал на Высш. жен. курсах. В 1916 получил степень д-ра ист. наук. В 1916 дух. акад. Петрограда (римско-католич.) присудила ему степень д-ра теологич. наук. С 1916 К. - ординарный проф., а в 1921-22 - ректор Ист.-филол. ин-та. В 1922 вместе с др. представителями рус. интеллигенции выслан из Сов. России. В 1922-26 К. жил в Берлине, где были изданы его наиб. значит. филос. работы: "Диалоги" (1923), "Джордано Бруно" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925) и др. В 1926-28 К. жил в Париже, где акт. участвовал в евразийск. движении и даже стал его идейным руководителем. В 1928 К. занял каф. всеобщ. истории при гуманит. ф-те Каунас. ун-та в кач-ве проф. В 1931-37 выпустил "Историю европейской культуры" (5 т., на литов. яз.). С 1940 преподавал в Вильнюс. ун-те. С 1944 - дир. Вильнюс. худож. музея. После ареста и осуждения (1949) был отправлен в лагерь, где вскоре умер от туберкулеза.

К. - один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте - как единый божеств., космич., ист. процесс. К. - софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям раннехрист. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: "Основы средневековой религиозности..." (1915), "Культура средних веков" (1918), "Введение в историю" (1920), "Философия истории" (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления "культурно-ист. типов" (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. - один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка - собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа - осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на Н. О. Лосского.

Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.

Л. П. Карсавин

Л. П. Карсавин

Полезные сервисы